-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2019
Занимательные опыты и эксперименты - растения
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТЕНИЯМИ
Опыт (наблюдение) №1
"Рост растения в разных условиях"
Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.
Оборудование: два одинаковых растения (гелиевый наполнитель, земля, две стеклянных ёмкости).
Содержание опыта: одно растение посажено в почву (образец №1, а другое в гелиевый наполнитель, обогащенный необходимыми веществами для роста растений (образец №2).
Через 7 дней у растения (образец №1) листья твёрдые, а у растения (образец №2, листья повяли, а через 10 дней (образец №2 погиб).
Вывод: растение растёт лучше в земле, чем в гелиевом наполнителе, так как в земле больше питательных веществ, а в гелиевом наполнителе они закончились через неделю.
Опыт (наблюдение) №2
"С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ"
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин, вода).
ХОД: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течение пяти дней.
Через 5 дней, у цветка, который поливали, листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.
Вывод: растение без воды жить не может.
Опыт (наблюдение) №3
"НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ"
ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.
ХОД: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.
Через семь дней, листья у растения побелели.
Вывод: растение без света жить не может.
Опыт (наблюдение) №4
"МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?"
ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
ХОД: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт (наблюдение) №4
"ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМ"
ЦЕЛЬ: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.
МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
ПРОЦЕСС:
· Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.
· Поставить растение на 3-4 часа на солнце.
· Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.
ИТОГ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.
ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха.
Опыт (наблюдение) №5
"РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ"
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.
МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.
ПРОЦЕСС: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.
. Оставить растения на неделю.
. Сравнить затем их цвет.
. Поменять растения местами.
. Оставить растения также на неделю.
. Сравнить опять растения.
ИТОГ: Растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым, как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.
ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ему нужно зелёное вещество – хлорофилл, который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растениях произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.
Опыт (наблюдение) №6
"РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ"
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.
МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, лейка с водой.
ПРОЦЕСС:
. Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.
. Два бальзамина поставить на солнышко
. Одно растение полить, а другое нет.
. Понаблюдать за растениями и сделать вывод.
. Полить это растение и понаблюдать еще неделю.
ИТОГИ: Цветок, который поливали, стоит с листочками, зелёный и упругий. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.
ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может погибнуть.
Опыт (наблюдение) №7
"ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ"
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.
ПРОЦЕСС:
. Выяснить почему в лесу так легко дышать (предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).
. Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).
. Ставят его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше).
. Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород.
. Проверить зажженной лучиной.
ИТОГ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.
ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - растения нужны человеку и животным для дыхания.
Опыт (наблюдение) №8
"ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?"
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
МАТЕРИАЛЫ:
. Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.
ПРОЦЕСС:
. Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.
. Дети сажают черенки традесканции в разную почву.
. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель.
Делают вывод.
. Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель
ИТОГ: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.
ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.
Литература:
1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология. -М.:1995.
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты.
Поделиться в социальных сетях:
ВНИМАНИЕ!
Срок действия лицензии окончен 19.12.2020
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администратором по телефону